Назад

На карте

Коми республиканский очно-заочный
лицей-интернат при КГПИ

Сначала немного истории. В 1991 году Министерством образования республики Коми на основании постановления Совета Министров Коми АССР «О развитии образования на селе» при Коми пединституте была открыта Республиканская очно-заочная школа (лицей) для одаренных детей из села. Первым и единственным тогда отделением было физико-математическое. Это и понятно. Уровень преподавания математики, физики, ИВТ в сельских школах и даже больших поселках был явно недостаточен для поступления сельских школьников в ВУЗ. Затем стали открываться и другие отделения. В соответствии с Указом Главы Республики Коми № 134 от 3 апреля 1998 года лицей был реорганизован в Республиканский очно-заочный лицей-интернат Министерства образования и высшей школы Республики Коми для одаренных детей из сельской местности при Коми государственном педагогическом институте. Таким образом, в сентябре 2011 года лицей отметил свое двадцатилетие. Это учебное заведение уже достаточно известно не только в республике, но и за ее пределами. Однако, интерес к нему не уменьшается, о чем свидетельствуют звонки и письма как в администрацию лицея, так и в Министерство образования Республики Коми.

Лицей-интернат не единственное инновационное учебное заведение в образовательном пространстве Республики Коми, но главное его отличие состоит в том, что он создан только и исключительно для обучения детей из сельской местности. Обучение в лицее бесплатное (вернее, он целиком финансируется из республиканского бюджета), что, согласитесь, для сегодняшнего сельчанина немаловажно. Во время сессий учащиеся получают бесплатное питание, а пединститут предоставляет места в общежитии для проживания учащихся во время сессии. Очно-заочная форма обучения позволяет сельским ребятишкам постепенно адаптироваться к городской жизни, легче переносить разлуку с домом, а значит, впоследствии избежать тех стрессовых ситуаций, в которые часто попадают студенты-первокурсники из села.

Лицей – специализированное учебное заведение, ориентированное на дополнительное углубленное обучение детей из сельской местности (9 - 11 классы). В нем шесть профильных отделений: физико-математическое, географо-биологическое, русского языка и литературы, коми языка и литературы, иностранных языков, химико-биологическое направления. Известно, что выпускники сельских школ в качестве знаний проигрывают городским ровесникам. Поэтому лицей главную свою задачу видит в том, чтобы, осуществляя допрофессиональную целевую подготовку учащихся, одновременно готовить их к поступлению в высшие учебные заведения. Таким образом, деятельность такого очно-заочного лицея-интерната для старших школьников из сельской местности соответствует одному из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Подготовка к вступительным экзаменам начинается с того, что педагогические советы сельских школ определяют круг ребят-девятиклассников, которые могут принять участие в I туре отборочных испытаний, каждую весну проводимых в райцентрах по заявкам отделов (управлений) образования. Экзамен на все отделения проводится в письменной форме, принимают его преподаватели лицея. Учащиеся, прошедшие I тур, приглашаются осенью в г. Сыктывкар и сдают вступительный экзамен II тура с дальнейшей установочной сессией. Конкурс в лицей ежегодно составляет до пяти человек на одно место, количество обучающихся колеблется от 450 до 500 человек. Лицей работает по индивидуальному учебному плану; занятия проводятся на базе соответствующих факультетов Коми пединститута. Состав преподавателей по-своему уникален. Вряд ли какое другое общеобразовательное учебное заведение республики может похвастаться тем, что 80 % преподавателей имеют ученую степень.

Преподаватели убеждены в том, что все поступившие лицеисты способны, а их миссия – дать учащимся возможность полноценно развить заложенные природой таланты. Поэтому коллектив лицея стремится не только создать необходимые условия для получения учащимися дополнительных знаний, но и научить их мыслить, сформировать тягу к самообразованию, приобщить к вузовской методике обучения. Занятия в лицее во время сессий идут “парами”, т.е. по два академических часа, рабочий день лицеистов включает также внеаудиторную самостоятельную работу. Много, скажете вы? Но кто сказал, что путь к знаниям легок и необременителен? Очно-заочная форма обучения, практикующаяся в лицее, предполагает большой объем самостоятельной работы в межсессионный период. Учащиеся выполняют контрольные работы по всем учебным дисциплинам, пишут сочинения и рефераты, овладевают научным аппаратом оформления письменных работ, системой сносок и ссылок. Специфика работы лицея требует особого программного и учебно-методического обеспечения. Поэтому каждому лицеисту выдается своего рода “индивидуальный пакет”, куда входят тематика контрольных работ, вопросы для самоконтроля, методические пособия, библиографические указатели и т.д. Оценка уровня знаний определяется на основе аудиторных и межсессионных контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и экзаменов, курсовых работ. Однако, не надо думать, что во время сессий лицеисты “света белого не видят”, все дни проводя в аудиториях. Забота о здоровье сельских школьников — одна из главных составляющих работы лицея. Ежегодно все учащиеся проходят углубленную лечебно-профилактическую диагностику на базе республиканской больницы (естественно, бесплатную) с соответствующим лечением, если это необходимо. С ними постоянно работает педагог-психолог, в задачу которого входит индивидуально-психологическое консультирование учащихся, групповые психологические тренинги и т.д.

Свободного времени у ребят хоть и мало, но есть. Старший воспитатель, педагог-организатор, младшие воспитатели (все, кстати, выпускники лицея) стараются сделать все, чтобы досуг лицеистов был содержательным и активным. Учащийся сельской школы живет и учится в локальном, ограниченном культурном пространстве села. Став лицеистом, он попадает в новые условия жизни большого города с его богатой культурной инфраструктурой, в которую его активно вовлекает весь педагогический коллектив лицея-интерната.

За время обучения в лицее учащиеся посещают все премьерные спектакли сыктывкарских театров с последующим их обсуждением, знакомятся с музейными экспозициями, посещают художественные и литературные выставки, встречаются с интересными людьми творческих профессий – актерами, режиссерами, писателями Республики Коми.

Каждый учащийся в зависимости от своих интересов и наклонностей может выбрать одну их творческих студий: художественно-графическую, вокально-хоровую, хореографическую, мультимедийную. Особо следует отметить тот факт, что студией под названием «Музыкальная эстетка и этика» руководит председатель союза композиторов республики известный писатель-прозаик М.Л. Герцман.

Занятия в студиях развивают творческий потенциал учащихся, который реализуется в выпусках стенных газет, мультимедийных роликов, постановке спектаклей и концертов, которые проводятся лицеистами по окончании каждой сессии и вызывают интерес не только учащихся лицея, но и студентов.

За 20 лет работы лицей-интернат закончили 2147 сельских школьников, подавляющее большинство которых (92%) стали студентами высших учебных заведений Республики Коми (74%) и России (26%) на бюджетной основе. Многие выпускники лицея поступают в Коми пединститут. В этом нет ничего удивительного. За годы учебы в лицее ребята успели полюбить преподавателей, обрели друзей среди студентов, сроднились с институтскими аудиториями. Да и преподаватели старались сформировать у них сознательную установку на педагогическую профессию с учетом социального заказа и особенностей конкретного региона. Мониторинг успеваемости студентов-выпускников лицея показывает, что успеваемость бывших лицеистов значительно выше, чем других студентов-выпускников сельских школ.

Итогом учебно-воспитательной работы лицея-интерната являются высокие баллы на Едином государственном экзамене по профильным предметам (от 70 до 96 баллов ЕГЭ получают более 27% воспитанников), дипломы лауреатов всероссийских и республиканских интеллектуальных конкурсов и конференций («Молодые исследователи – Республике Коми», «Шаг в будущее», «Юнион», им. В.И. Вернадского, им. Д.С. Лихачева).

Администрация и педагогический коллектив лицея-интерната не замыкается в пределах только своего учебного заведения, а активно работает в республиканской системе повышения квалификации сельского учителя. Так, в частности, в 2008 году на базе лицея был создан республиканский ресурсный центр «Опыт и мастерство». Создание ресурсного центра обусловлено работой лицея-интерната в статусе Федеральной экспериментальной площадки по теме «Создание системы «Вуз (Лицей) - ученик - учитель» как фактора профессионального роста сельского учителя». В рамках ресурсного центра проводятся семинары по актуальным проблемам преподавания естественных и гуманитарных дисциплин в сельской школе, организуются научно-методические конференции, выездные методические семинары по подготовке к ЕГЭ в отдалённых районах Республики Коми (Усть_куломский, Усть-Цилемский, Ижемский) для учителей и старшеклассников сельских школ. Опыт работы лицея-интерната регулярно представляется на республиканских выставках «Школа», профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании». Проекты лицея-интерната вошли в Инновационный потенциал Республики Коми (2007, 2008г.).

Двадцатилетний опыт работы лицея-интерната наглядно свидетельствует о том, что лицей уверенно вписался в инновационную систему не только в систему Республики коми, но и России. На общероссийских конференциях и семинарах, посвящённых инновационным процессам в образовании доклады преподавателей лицея вызывают повышенный интерес у слушателей. Так что перспективы у лицея есть. Есть и соответствующие программы дальнейшего развития. Реализация их потребует максимального напряжения сил коллектива лицея. Будут открываться филиалы лицея в районах республики (кстати, ближайшее открытие филиала в Сысольском районе состоится 12 ноября 2011 года), проводится научно-методические конференции, совершенствоваться работа со старшеклассниками и учителями сельских школ.

Контакты

Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 25, каб. 22

Телефон: (8212) 24-66-32

Сайт: http://rozli.kgpi.ru/

Все фото